Версия для слабовидящих

директор264-12-82
администрация школы330-35-79
секретарь330-32-33
 

443065, г. Самара, ул. Фасадная, 19
school74samara@yandex.ru

Наши достижения

МБОУ СОШ № 74

Кирха

Кирха

На пересечении улиц Дворянской (ныне ул. Куйбышева) и Предтеченской (Некрасовской) высится строгий силуэт кирхи – лютеранской церкви, старейшей из всех сохранившихся в Поволжье.

В общем архитектурно-пространственном восприятии улицы здание кирхи довольно заметно выделяется примечательной композицией, гармоничностью пропорций архитектурных форм, особенно колокольни, и хорошо прорисованными деталями, раскрывающими характер общего художественного образа сооружения. Фасады кирхи выдержаны в готическом стиле, восходящем к немецким средневековым базиликам.

Церковный совет лютеранской общины решил приобрести это здание. Но не располагая необходимыми средствами, обратился за помощью к немецкой общественности и вспомогательной кассе лютеранских приходов России с просьбой оказать содействие. По поручению совета руководил процессом сбора средств и продолжением строительства храма П.Ф.Цельмер – делопроизводитель совета и известный в Самаре купец-торговец мебелью.

Прошло совсем немного времени и 26 сентября 1865 года дивизионный проповедник Пундани из Казани и пастор Фридрих Мейер, приглашённый из Симбирска, освятили основное здание кирхи. Трудно сегодня установить, кому принадлежала мысль освятить кирху в честь Святого Георга. Вполне вероятно, что этот образ воина-освободителя был актуален в среде российских немцев во второй половине прошлого века, когда Россия вела много войн, в которые были вовлечены и немецкие поселенцы. В немецкой традиции Георгий покровительствовал ремесленникам и путешественникам. А это как раз и было традиционное занятие немецких переселенцев.

Единство объемных форм специфического здания по назначению создано в три срока: кирха в 1865 году, два флигеля на десять лет позже – в 1875 году, а в начале 80-х годов стоявшая между флигелями и кирхой металлическая ограда была заменена одноэтажной застройкой, связавшей композиционно все сооружения в архитектурное единство, облик которого без изменения сохраняется до настоящего времени.

Кроме представителей немецкого населения, кирху посещали до пятидесяти живших в городе эстов и латышей. Единые помыслы и действия общины позволили ей преодолеть бедствие, случившееся 27 июля 1877 года, когда кирха стала жертвой опустошившего город пожара. Но церковные здания были застрахованы. Это обстоятельство и добровольные пожертвования дали возможность восстановить храм к 1883 году в ещё большем великолепии.

Городской голова П.В.Алабин в своем юбилейном очерке “Двадцатипятилетие Самары как губернского города” посвятил целую главу лютеранской кирхе и её общине. Он отметил изящество и прекрасную отделку храма, образцовые порядки в общине. Два пристроя практичные немцы сдавали в найм. Здесь в разные годы находился магазин Перетца с товарами для новобрачных, часовая лавка братьев Поппе. Позже часть помещений занимал пастор.

При кирхе работало общество поощрения просвещения, заботившееся о сохранении родного языка, национальной культуры. Оно содействовало оказанию материальной помощи ученикам и учителям в пределах имевшихся от пожертвований средств, способствовало учреждению учебных заведений с преподаванием немецкого языка. В 1913 году при кирхе Св. Георга была создана школа, которую посещало 37 учеников, также был открыт детский сад для немецких семей.

5 января 1930 года президиум Самарского горсовета принял решение об окончательном закрытии кирхи.

В конце июня 1998 года в одном из помещений самарской евангелическо-лютеранской кирхи справил новоселье Немецкий национально-культурный центр, существующий уже несколько лет. Здесь можно познакомиться с историей немцев Поволжья, обширно представленной в документах и фотографиях. А в библиотеке и видеозале – почитать книги, посмотреть фильмы на немецком языке. В открытии центра принял участие консул генерального консульства Германии в Саратове господин Эрдманнсдорфер.

Ленинградская, 34

Ленинградская, 34Здесь в начале XX жил и работал известный самарский купец, художник и меценат К. П. Головкин

 

Набережная

Самарская набережная

Самарская набережная, спускающаяся террасами к Волге, имеет протяжённость более пяти километров и разделена на четыре участка, по числу очередей застройки.

Строительные работы на набережной начались в 1935 году. Прибрежная зона тогда представляла собой сплошные склады, деревянные дома, конюшни. Требовалось снести все постройки, расширить полосу набережной, укрепить берега, озеленить их, устроить пляжи. Одним из архитекторов набережной (в 1950-х годах) был Михаил Андреевич Труфанов, который считал, что Самаре повезло с пологим берегом. Это замечательное место для создания пешеходной зоны.

Проект набережной состоял из 4-х очередей:

  • первая — от улицы Вилоновской до Некрасовской;
  • вторая — от Студенческого переулка до завода «Кинап» (разрабатывался как часть плана комплексной застройки берега Волги — тогда и были спроектированы сегодняшние жилые кварталы по Волжскому проспекту);
  • третья — от улицы Некрасовской до Речного вокзала;
  • четвёртая — от «Кинапа» до Силикатного оврага (каскад спускающихся к Волге террас).

Первая очередь

В 1939 году берег был очищен на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками, и здесь появился временный пляж, а в 1940 году начато строительство первой очереди набережной. Однако благоустройство в этот период не дало полного положительного результата, хотя работы планировщиков наметили основные направления разработки темы в дальнейшем и определили архитектурно-планировочное решение этого, безусловно, уникального места: верхняя терраса набережной должна максимально раскрываться на Волгу и элементами озеленения связываться с нижней террасой, чтобы водное пространство и зеленые массивы как бы вдавались в тело города с включением в него такой важной составляющей, как городской парк культуры и отдыха имени Горького (Струковский сад). Великая Отечественная война приостановила строительство, и оно было возобновлено в 1954 году.

За два года на участке между Некрасовским и Вилоновским спусками протяженностью 1350 метров была возведена подпорная железобетонная стена, облицованная серым уральским гранитным камнем. Подпорная стена расширила набережную. Применение гранита на подпорной стенке, лестницах и малых архитектурных формах уже говорило о том внимании, которое проявлялось к эстетике этого сооружения. Для создания соответствующего эстетического звучания на набережной устанавливались бетонные скульптуры, соответствующие вкусам того времени. В 1956—1957 годах на этом участке высажены сотни многолетних деревьев

В результате работы проектировщиков и строителей город получил хорошую зону отдыха, был устроен широкий песчаный пляж. Новая набережная вызывала хорошую реакцию у местных жителей и гостей города.

В начале XXI века в этой части набережной появились отдельно стоящие стационарные строения — рестораны «Тет-а-тет» на Вилоновском спуске и «Бирхаус» на Некрасовском спуске, работающие, в отличие от летних кафе, круглый год.

Вторая очередь

В 1958—1961 годах была сооружена вторая очередь набережной на участке между Студенческим переулком (бассейн ЦСК ВВС) и заводом «Кинап», протяжённостью 1400 метров.

Подпорная стенка строилась из сборного железобетона (изготовлялся в г.Тольятти). В конструктивном отношении она представляла из себя железобетонную плиту с «зубом», на которую ставились наклонная балка и стойка. На наклонную балку навешивались железобетонные плиты. Гранит шёл только на изготовление лестниц, тумб и других малых архитектурных форм. Бульвар шириной от 30 до 60 метров решался широкими, в 7 м прогулочными аллеями с карманами для установки садовых диванов. А в поперечном направлении также устраивались проезды и проходы в местах, отвечающих ритму жилых домов и зелёных бульваров, идущих вверх по склону в жилую застройку.

Нужно отметить, что жильё начали строить одновременно с благоустройством набережной, первые дома были сданы в эксплуатацию уже в 1955-56 годах, ещё до завершения работ по благоустройству набережной. Первоначально садовые диваны также были выполнены из бетона, потом их заменили на металлические, которые не сохранились. В планировке бульвара набережной предусмотрено зонирование территории с организацией зон: для тихого отдыха (подавляющая часть территории), изолированно от них — спортивных, детских площадок, площадок для ручных игр, летних кафе для продажи прохладительных напитков, мороженого и др.

Архитекторы и художники много работали над созданием цветовой гармонии набережной. Всё пространство было разбито на четыре сектора, каждый из них имел свой колер покраски садовых диванов и соответствующий ему подбор окраски цветов и цветущих кустарников. Такое решение создавало поистине сказочную красоту.

В 2011 году вторая очередь набережной была реконструирована: общая планировка сохранена, убраны нестационарные кафе и киоски, заменены фонари уличного освещения, пешеходная часть выложена плиткой, реконструирован фонтан около бассейна, появилась велодорожка. Около бассейна ЦСК заработал светомузыкальный фонтан.

В 2014 году на Полевом спуске установлена конная скульптура первого самарского воеводы Засекина.

Третья очередь

Третья очередь набережной — от улицы Некрасовской до Речного вокзала, то есть непосредственно продолжающая набережную первой очереди, была спланирована после ввода в эксплуатацию нового речного вокзала в 1973 году и сноса старого, деревянного. На этом участке подпорная стенка из известняка уже была сооружена в начале века. Потребовалось лишь создать зелёный бульвар с дорожками и небольшим числом малых архитектурных форм (архитектор М. А. Труфанов). Проект не был осуществлён в полной мере: так, не построена полукруглая ротонда у центрального спуска к Волге, изменена композиция фонтана у центральной площади (вместо четырёх фонтанов построен один большой, нарушающий центральную ось площади).

В 2012 году реконструирована третья очередь набережной. В частности, полностью заменён фонтан «Парус». Реконструированы Аллея соловецких юнг и малая архитектурная форма «Якорь». Уложено плиточное покрытие вместо асфальтового, заменены фонари.

11 сентября 2014 года около фонтана «Парус» была установлена скульптурная композиция в виде бронзового мольберта «Бурлаки на Волге» по мотивам известной репинской картины. Автор композиции — самарский скульптор Николай Куклев.

Четвёртая очередь набережной (Октябрьская набережная) была открыта в 1986 году. Она небольшая по протяжённости — от бывшего завода «Кинап» (улицы Осипенко) до Силикатного оврага — и связана с так называемым 4-м микрорайоном. В планировочном отношении отличается от предыдущих набережных, не имеющих больших уклонов. Располагается на крутом склоне и построена путем создания террас.

Главным акцентом 4-ой очереди набережной является стела, выполненная в виде ладьи с большим парусом. Стела «Ладья» была установлена в 1986 году к 400-летию города Самары. Конкурс на её проектирование выиграли архитекторы Игорь Галахов и Анатолий Янкин. Высотой стела порядка 20 метров, выполнена из бетона. Сейчас это скульптурная эмблема Самары, один из символов города.

Планы на строительство пятой очереди

В соответствии с разработанным эскизным проектом пятая очередь набережной будет состоять из трёх ступеней: пляжной зоны, прогулочной зоны, а также парковки с эстакадой, связывающей участок от «Ладьи» до улицы Лейтенанта Шмидта. Реализация амбициозного проекта позволит создать новую зону отдыха и устранит опасность обрушения волжского склона центральной части Самары.

Памятник Швейку

Памятник бравому солдату ШвейкуВ Самаре на улице Куйбышева, в сквере, известном горожанам как "Три вяза", открылась скульптурная композиция, посвященная бравому солдату Швейку.

Герой Ярослава Гашека, изображен курящим трубку на бочке с порохом (такой эпизод есть в романе). У его ног сидит бронзовый пес.

Гашек (ему в этом году исполнилось 130 лет), будучи комиссаром красного чехословацкого корпуса, несколько месяцев 1918 года прожил в Самаре. По мнению многих литературоведов, именно здесь у него окончательно сформировался замысел романа о похождениях Швейка. Эпизоды в Самаре наверняка попали бы в книгу, если бы она была дописана.

Авторами композиции стали самарские скульпторы Александр и Николай Куклевы и Кристина Цибер.

 

Площадь Революции

Площадь Революции  находится на пересечении улиц Венцека и Куйбышева.

Первоначальное название площади — Рыночная, затем её стали называть Панской, потом Алексеевской. Сейчас это площадь Революции.

Петр Алабин указывает, что раньше на этом месте было озерцо на небольшой поляне. Геометрический план 1782 года предусматривал строительство на этой поляне рыночной площади. Так она стала застраиваться деревянными лавками, образующими гостиный двор. Но пожар 1851 года уничтожил все лавки. Торговлю перенесли на новое место, а площадь стали называть Панской.

После того, как Самара становится губернией, грязную площадь расчистили и дали ей имя покровителя Самары митрополита Алексия. Площадь стала центром, парадным подъездом города и приобрела общественный характер. На ней в 1860 году была сооружена деревянная часовая башня из трех этажей. Она простояла до 1883 года и была разобрана по ветхости.

В 1917 году площадь стала местом проведения рабочих митингов, на которых выступали Куйбышев, Галактионов и другие. 7 ноября 1919 года на площади Революции выступал М. В. Фрунзе.

В 1889 году на площади по инициативе Петра Алабина был поставлен памятник Александру II, который на то время был единственным памятником в Самаре. После революции памятник заколотили досками и разобрали. На его постаменте 7 ноября 1927 года был установлен памятник В. И. Ленину.

На первом этаже этого дома располагался лучший в Самаре гастроном. Дом разорившегося купца Светова покупает губернское правление, которое поручило младшему архитектору строительного отделения Теплову составить проект перестройки дома для помещения окружного суда. Окружной суд находился здесь в 1880-1890х годах, его председателем был В. И. Анненков, сын известного декабриста Анненкова и Полины Гебль, француженки-продавщицы из модной лавки на Кузнецком мосту в Москве, разделившей со своим мужем тобольскую каторгу. В суде работал присяжным поверенным известный юрист А.Н. Хардин.

В 1903 году здание вновь перестраивают. К нему сделаны две пристройки — на ул. Заводской (Венцека) и Дворянской (Куйбышева). Это здание сохранилось до наших дней и находится на ул. Куйбышева, 60.

К зданию суда примыкает двухэтажный дом — редакция и типография газеты «Самарский вестник», которая выходила в 1883—1904 году. В ней печатались В. И. Ульянов (Ленин), А. П. Скляренко, Г. В. Плеханов.

Через дорогу — редакция «Самарской газеты» (ул. Куйбышева, 73). Застройка этого участка площади началась с середины XIX века.

 

Самарская государственная филармония

Самарская государственная филармонияСамарская государственная филармония — государственное учреждение культуры городского округа Самара, основанное 5 апреля 1940 года.

Современное здание построено на месте бывшего цирка-театра «Олимп». «Олимп» был построен в 1907 году по проекту самарского архитектора Платона Васильевича Шаманского: здание в стиле модерн насчитывало 1100 зрительских мест. В «Олимпе» был свой постоянный концертный оркестр, работал буфет. В «Олимпе» выступали Фёдор Шаляпин, Владимир Маяковский, Александр Блок, Леонид Собинов, Иван Козловский. В 1917 году со сцены цирка-театра «Олимп» Валериан Куйбышев объявил о победе советской власти в Самаре. В 1940 году в этом здании разместилась Куйбышевская филармония: согласно приказу № 71 областного отдела по делам искусств 8 мая 1940 года сотрудники филармонии начали свой первый рабочий день.

В 1974 году здание цирка было решено реконструировать, но в результате старое здание было снесено, а новое построено чуть дальше от перекрёстка. Проект архитектора Юрия Васильевича Храмова учитывал традиции самарского модерна и новое здание филармонии оказалось внешне похоже на старое здание «Олимпа». В 1988 году новое здание самарской филармонии открылось для зрителей.

Фрунзе, 103

Фрунзе, 103В этом доме жил и работал доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии наук Акива Ефимович Сейненский.